Как обеспечивается безопасность перевозки пассажиров речными и морскими судами

Обеспечение личной безопасности на водном транспорте

Каждые сутки в нашей стране речные и морские суда перевозят более миллиона человек. Современные корабли оборудованы средствами спутниковой навигации и радиосвязи. За всеми кораблями, находящимися в плавании, осуществляется контроль, и с ними поддерживается радиосвязь.

В настоящее время все пассажирские суда на случай аварии имеют спасательные средства: надувные плоты, шлюпки, спасательные жилеты и костюмы. Всем пассажирам и членам экипажа обеспечены места на спасательных средствах (в шлюпках и на плотах).

Кроме того, существуют международные сигналы бедствия на море, которые подаются терпящими бедствие кораблями, чтобы привлечь к себе внимание и помощь. Получив такой сигнал, капитан любого судна, оказавшегося поблизости, обязан принять все меры, чтобы помочь тем, кто оказался в опасности.

Однако, несмотря на все меры безопасности, и в наши дни ежегодно гибнет до нескольких десятков судов. Основными причинами гибели судов являются столкновения судов в море, возникновение пожара на судне, шторм.

Зачастую беды можно избежать, если соблюдать определённые правила безопасности. Специалисты рекомендуют каждому человеку, поднявшемуся на палубу корабля, знать и соблюдать ряд общепринятых правил. Приведём основные из них.

Находясь на корабле, необходимо помнить, что в настоящее время всем пассажирам и членам экипажа обеспечены места на спасательных средствах. Каждый пассажир должен знать, где ему находиться в случае эвакуации и в какой шлюпке определено его место.

При аварийной ситуации нельзя поддаваться панике. На каждом корабле разработан свой порядок эвакуации, и его необходимо соблюдать.

Каждый пассажир должен уметь пользоваться спасательным жилетом. Для этого необходимо изучить инструкцию по его использованию.

Необходимо также знать, что делать при пожарной тревоге. Особенно важно запомнить путь, по которому придётся выбираться на шлюпочную палубу.

Нежелательно прогуливаться по открытой палубе, если она влажная или когда море штормит. Важно также знать расположение судового медпункта.

Следует помнить и о возможном появлении ещё одной неприятности — морской болезни. Морская болезнь возникает при укачивании и сопровождается головной болью, холодным потом, тошнотой и рвотой. Чтобы преодолеть это состояние, специалисты советуют:

  • пить очень мало и принимать небольшое количество пищи каждый час, несмотря на отсутствие аппетита.
  • Как вести себя при кораблекрушении

    Не паникуйте, чётко и быстро выполняйте указания капитана и экипажа судна.

    Наденьте спасательный жилет, одежду и обувь не снимайте. Возьмите с собой документы, предварительно завернув их в полиэтиленовый пакет.

    Быстро, без спешки поднимитесь на верхнюю палубу и по команде экипажа в свою очередь садитесь в спасательное средство (в шлюпку, на плот).

    Если сесть в шлюпку (на плот) невозможно, прыгайте в воду с полусогнутыми ногами вниз (спасательный жилет на вас надет), закрыв одной рукой нос и рот, а другой обхватив себя за пояс, чтобы не сорвало спасательный жилет. Оказавшись в воде, отплывите от борта корабля. Постарайтесь подплыть к другим людям, при необходимости примите участие в совместных действиях по спасению и оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

    Увидев шлюпку, в которой есть свободные места, подплывите к ней — вам помогут на неё подняться. Если в шлюпке нет мест, попросите бросить вам трос (фал, канат), обвяжитесь им под мышками и плывите за шлюпкой.

    Находясь в шлюпке (на плоту) при сильном солнечном облучении, защищайте голову и открытые участки тела.

    Рационально используйте аварийный запас воды и провизии. Не теряйте надежды на спасение.

    Как обеспечивается безопасность перевозки пассажиров речными и морскими судами?

    Должен ли пассажир сам в определённой степени заботиться о своей безопасности и что для этого требуется?

    Перечислите общие правила безопасности, которые должен соблюдать пассажир, поднявшись на борт корабля.

    Подготовьте небольшое сообщение на тему «Морская болезнь, причины её возникновения и профилактика». При ответе используйте текст параграфа, информацию из сети Интернет и специальную литературу.

    Назовите возможные причины опасных ситуаций, которые могут возникнуть при следовании речным или морским судном. Посоветуйтесь с родителями и выберите наиболее часто встречающиеся опасные ситуации. Составьте план своих действий в этих ситуациях и коротко запишите его в дневник безопасности.

    www.xn--24-6kct3an.xn--p1ai

    Пассажирские перевозки морским транспортом

    Для легального осуществления такой деятельности, как морские перевозки пассажиров, необходимо знать законные основания, правила, а также меры ответственности при каких-либо нарушениях законодательных требований.

    Специфика таких дальномерных перевозок людей заключается в усиленной технике безопасности, обеспечения пассажиров всем необходимым, а также таможенных процедур оформления при заграничных поездках.

    Поэтому стоимость проезда на судах по морям и океанам может отличаться от грузоперевозок.

    Каким транспортом осуществляется

    Одной из наиболее обширных транспортных сетей в России является именно водный вид перевозок людей. По статистическим данным общий километраж таких путей составляет 115 тыс. км, относящихся непосредственно к территории страны.

    При этом по численности перевозочных средств речное судоходство существенно превосходит морской вид перемещений. Однако помимо внутренних передвижений по морю, есть также и международные перевозки.

    Протяженность береговой линии, принадлежащей Российской Федерации, рассчитана и зафиксирована в следующих показателях – 37 653 км. В эту территорию входя следующие важные порты, обеспечивающие движение по 6 морям.

    Крупнейшие порты России:

    Пассажиров транспортируют во всех этих портах и по разным обстоятельствам и причинам.

    Морские рейсы можно разделить на следующие направления:

  • пригородные рейсы осуществляются вдоль береговой линии;
  • дальние рейсы предназначены для доставки людей из одного пункта в другой – из области в область, из региона в регион;
  • международные рейсы перевозят людей в порты других стран.
  • Перевозка людей может осуществляться с разными целями, ведь даже военный корабль или подводная лодка является транспортом, подразумевающим наличие людей на палубах и отсеках.

    Пассажиры – это лица, которые находятся на судне с целью временного пребывания от пункта до пункта следования. К пассажирским транспортным средствам не относят те, что ходят в море, классифицируются как грузовые, и могут вместить еще и пассажиров.

    Поэтому пассажирскими кораблями, в свою очередь, называют такие судна, которые способны вместить лиц в качестве пассажиров от 20 человек за один раз, но которые не числятся по основному своему назначению грузовым, правительственным, административным, почтовым и прочими похожими видами.

    Пассажирскими судами могут быть следующие виды:

  • По социальному значению:
    • корабли гражданского флота;
    • войсковые транспортные пассажирские транспорты;
    • суда-госпитали;
    • суда-рестораны на плаву;
    • вспомогательные корабли.
    • По виду транспортных средств:
      • быстроходный лайнер;
      • корабль;
      • паром;
      • катер – однопалубный или двухпалубный;
      • яхта;
      • электроход;
      • пароход;
      • теплоход;
      • газотурбоход.
      • По типу управления – парусное, гребное, самоходное на определенном виде топлива.
      • Требования к судам, которые способны перемещаться по воде в акватории морей и океанов, отличаются от требований к транспортным судам речного судоходства.

        Судна должны быть оснащены не только мощными двигателями и другими техническими особенностями, но также и специальными местами для пассажиров. Например, если корабль дальнего плавания, тогда каюты для людей должны быть снабжены местами для ночлега и предметами первой необходимости.

        Кроме того, у каждой компании, на балансе которой имеются морские суда для транспортировки людей, обязательно должна быть своя лицензия на осуществление пассажирских перевозок.

        Если такого документа нет, тогда перевозить людей фирма не имеет право, за что ее могут оштрафовать.

        Достоинства и недостатки

        Межконтинентальное сообщение по морскому пути налажено в России уже очень давно. Некоторым людям удобнее перемещаться по воде, чем на самолете.

        Ведь по стоимостной политике билеты на морские суда стоят гораздо ниже по ценам, чем на воздушный транспорт. К тому же провозная возможность таких кораблей гораздо выше, к примеру, речных.

        К преимуществам морских пассажирских перевозок можно отнести следующие особенности:

      • Портовые хозяйства имеют практически полную пропускную и провозную способность – более широкие возможности для выбора пассажирами направлений.
      • Себестоимость ниже, чем у других видов транспортных перевозок людей. В данном критерии морские перевозки пассажиров могут уступать только лишь трубопроводным судам, производящих транспортировку груза при его ограниченном количестве.
      • Есть возможность массово перевозить большое количество пассажиров в межконтинентальных или международных маршрутах.
      • Для развития морской инфраструктуры не нужны большие капиталовложения.
      • Международное законодательство, регулирующее перевозки пассажиров, отлично отработано во всех деталях.
      • Риски утраты или повреждения имущества пассажиров сведены к минимуму.
      • Высокая точность времени отправки людей и доставки в пункт назначения.
      • Регулярность расписания, дающая возможность планировать свои перемещения по морю.
      • Некоторые перевозки могут быть фридерными – доставка пассажиров океанским и морским гражданским флотом поочередно за один рейс.

        Такие пересадки для какого-то являются недостатком, а кто-то на это смотрит как на неотъемлемую необходимость. Однако имеются и свои недостатки в этой области оказания услуг.

        Так, минусы пассажирских перевозок по морю заключаются в следующих особенностях:

        1. Значительные капиталовложения требуется вкладывать в периодическое переоборудование, оснастку или модернизацию портовых зон, терминалов.
        2. Несомненная зависимость от условий погоды, влияющей на спокойствие морской глади для нормального передвижения судна по воде, постоянно привязана к метеорологическим сводкам.
        3. Маленькая скорость передвижения по сравнению с наземным или воздушным видом транспорта.
        4. Для некоторых окончательных пунктов следования пассажира потребуется из порта ехать еще на наземном транспорте или лететь на самолете потому, что суда не заходят туда, куда нужно пассажиру.
        5. Технические требования к такому виду морского транспорта намного жестче, чем к любым другим.
        6. Для большинства пассажиров это является существенным неудобством, если на море шторм и приходится ожидать, когда стихия успокоится, чтобы можно было плыть на корабле.

          Особенности регионов и места расположения морей на карте тоже могут повлиять на комфорт пассажиров. Так, некоторые тающие льды северных водных гладей могут временно затруднить проход корабля по маршруту.

          Очень часто в таких случаях приходится ожидать подхода ледокола, который освободит путь для пассажирского судна на заледеневшем участке.

          Законодательная база

          По закону перевозки пассажиров относят к договорным отношениям, которые определяются между перевозчиком и пассажиром.

          Это обозначает, что за такую услугу нужно оплачивать специальный тариф, а также предъявлять при посадке проездной талон – билет на провоз человека (на багаж квитанция должна быть отдельной) и осуществление ряда других правил.

          Основные положения в этом вопросе регулируются главой IX (она называется «Договором морских перевозок пассажира») КТМ – Кодекса торгового мореплавания в России, утвержденного федеральным законодательным актом № 81-ФЗ. Этот закон выпущен был еще в 1999 году, но отредактирован последний раз 24.07.15 г.

          Вся перевозка осуществляется на основании специального договора, условия которого обозначены в ст. 177 гл. 9 Кодекса о торговом мореплавании в РФ.

          При перевозке людей через границу Российской Федерации, действует специальный закон № 114-ФЗ от 15.08.96 г., отредактированный 30.12.15 г. Такая правовая база очень нужна при международных перевозках пассажиров морем.

          Кроме этого существуют также Правила, которые координируют пассажирские транспортировки людей морскими судами. На сегодня такие Правила утверждены Приказом Министерства РФ № 190 от 17.06.15 г.

          Основными условиями договора являются следующие типовые нормы:

        7. пассажир обязуется произвести плату за услугу перевозчика;
        8. перевозчик обязуется в целости и сохранности доставить багаж и пассажира в место назначения;
        9. фактический перевозчик – это судовладелец.
        10. Деятельность любой транспортной компании не только должна лицензироваться, но также и задекларирована специальным цифровым набором обозначений.

          Такие цифры представляют код ОКВЭД на пассажирские перевозки в разных сферах и категориях транспортных средств.

          Данный набор нужных цифр каждый транспортник берет из специально созданного Классификатора за 2001 год (ОКВЭД-1). Такой справочник утвержден Постановлением Госстандарта России № 454-ст от 06.11.01 г.

          Следует отметить, что ОКВЭД-1 будет действовать до начала 2018 года, затем вступит в силу ОКВЭД-2, где будут указываться другие коды. Для перевозок людей морскими судами используется код – 61.10.1.

          Как организовать междугородние пассажирские перевозки, читайте здесь.

          Правила морских пассажирских перевозок

          Порядок, при котором реализуется провоз людей с багажом или без такового, касается разных вопросов – от оплаты за перевозку пассажирами до специфических условий.

          К примеру, у кого есть дети всегда будет интересна не только цена билета, но и какие каюты наиболее всего оборудованы подходящим образом для того, чтобы детям было комфортно ехать.

          Можно отметить самые основные моменты, касающиеся морской пассажирской перевозки:

        11. У пассажира должен быть билет.
        12. Один билет – на одного пассажира.
        13. Формы информирования пассажиров о графике перемещений судов, порядок оплаты, а также стоимости билетов перевозчик осуществляет по своему усмотрению.
        14. Существуют льготные тарифы для детей (на одного ребенка), пенсионеров, инвалидов, военнослужащих и других особых категорий граждан.
        15. Норма багажа, который можно провозить бесплатно, это вес клади не более 10 кг. на одного едущего. Для более тяжелого багажа приобретается отдельный билет, квитанция.
        16. Платный багаж называется каютным.
        17. В билете обязательно должна быть отражена следующая информация:
          • наименование судна;
          • время и дата отправки и прибытия из пункта в пункт;
          • запрет на перевозку определенных вещей и предметов;
          • льготный провоз багажа;
          • нормы для бесплатного провоза багажа;
          • условия провоза багажа;
          • условия обслуживания на корабле;
          • тариф за услугу перевозки пассажиров;
          • о Правилах при перемещении на судне;
          • сведения о фактическом перевозчике и его правилах;
          • пограничные, таможенные требования на основании законов.
        18. При потере, порче или утрате билета пассажиром перевозчик обязуется любым путем способствовать по урегулированию легальной перевозки и восстановлению договора (билета).
        19. В порту перевозчик должен обеспечить пассажиров:
          • посадку;
          • высадку;
          • оформление багажа.
          • Перед отправлением в море перевозчик обязан:
            • по громкой связи информировать людей о правилах поведения на борту;
            • доводится до сведения пассажиров порядок пользования каютами или сидячими местами;
            • рассказывается, как себя вести в экстренной ситуации и пользоваться спасательным оснащением;
            • разъясняется схема расположения тех или иных помещений на корабле;
            • люди ставятся в известность и работе пунктов обслуживания пассажиров на стоянках, а также о месте, где выдается багаж.
            • При обнаружении каких-либо нарушений порядка со стороны пассажира, которые несут разрушительные последствия для других людей или имуществу перевозчика, капитан судна имеет право изолировать такого нарушителя.

        Несовершеннолетние дети должны плыть только в сопровождении родителей, усыновителей, опекунов или иных лиц, которые по закону уполномочены сопровождать детей (например, воспитатели детских учреждений).

        Инвалиды, находящиеся в креслах-колясках должны быть на борту корабля в сопровождении тех, кто осуществляет за ними уход.

        Если у перевозчика нет специально оборудованных мест для инвалидов, то он имеет право отказать в перевозке таких пассажиров, ради их же безопасности.

        Если инвалид слепой и у него есть собака-поводырь, то он может покупать льготный билет только на себя, собака может проезжать бесплатно.

        Ответственность за нарушение правил

        Каждая транспортная компания, являющаяся также и судовладельцем, несет полную ответственность за исполнение правил перевозки пассажиров. Она заключается, прежде всего, в определенных обязательствах перевозчика перед законом и перед своими клиентами – пассажирами.

        Компания, которая перевозит морскими судами людей, несет ответственность за следующие случаи, которые произошли не по вине пассажиров:

        • смерть, ущерб здоровью людей;
        • утрата, потеря, порча имущества пассажиров;
        • просроченная выдача багажа;
        • перевозчик обязан предоставлять доказательную базу в суде, раскрывающую суть происшествия;
        • своевременная отправка корабля и доставка людей на место назначения;
        • перевозчик отвечает также за неправомочные действия команды или обслуживающего персонала судна, если таковые повлекли за собой причинение вреда и ущерба пассажиру;
        • надлежащее исполнение всех правил техники безопасности и поведения в экстренных ситуаций, а также мероприятий по спасению утопающих пассажиров при кораблекрушении.
        • Если был причинен какой-либо вред пассажиру (его здоровью или жизни), то перевозочная компания должна понести за это финансовое наказание в объеме не более 170 000 единиц (расчетных), которыми являются определенные денежные эквиваленты, в зависимости от особенностей международного права пассажирских мореходных перевозок.

          Повреждение каютного багажа наказывается в размере 1,8 единиц, а для иного багажа – 2,7 единиц.

          Стоимость проезда

          Заниженная себестоимость морских пассажирских перевозок, прежде всего, зависит от горизонтальной поверхности, по которой движутся судна.

          Дело в том, что при движении автотранспорта иной раз приходится преодолевать уклоны, что существенно потребляет энергию и топливо, на котором машины движутся. Этого лишены морские судна, они перемещаются вне каких-либо уклонов, усилия для движения, скольжения по воде минимальны.

          Топливо, соответственно, расходуется гораздо меньше, а значит, энергозатратность такого вида услуги тоже снижается. Вот почему стоимость билетов на провоз существенно ниже даже привычного автомобильного вида транспорта.

          Помимо этого, если корабль будет по пути к конечной цели заходить в какие-нибудь порты, то тогда потребуется оплата портовых сборов. Как правило, в цене билета уже заложен такой сбор.

          На размер оплаты за проезд также может существенно повлиять посадочное место, отдельная каюта и специфические условия благоустройства клиента. Существуют места для пассажиров среднего класса, есть подешевле, а есть и дороже, для ВИП-клиентов.

          Цены на билеты того или иного порта устанавливает Морская Дирекция. Можно отметить несколько примеров стоимости пассажирских билетов в российских портах.

          Стоимость билетов на морские пассажирские перевозки в России:

          provodim24.ru

          Конспект урока по ОБЖ с учащимися 6 класса Автономное существование человека в природе

          Цель урока: Ознакомить с понятием автономное пребывание в природной среде и его видами.

          Время: 1 час

          Тип урока: комбинированный урок

          ХОД УРОКА

          I. Организационный момент.

          II. Повторение пройденного материала.

          1. Беседа по вопросам:

          — Почему так привлекателен воздушный транспорт для дальних путешествий? Обоснуйте свою точку зрения.

          — Кем и как обеспечивается безопасность перевозки пассажиров воздушным транспортом?

          — Ваш самолёт потерпел аварию при крушении или посадке. Ваши действия по сохранению собственной жизни в подобной ситуации?

          — Почему к пассажирам воздушных лайнеров предъявляются повышенные требования по соблюдению безопасности?

          — Как обеспечивается безопасность перевозки пассажиров речными и морскими судами?

          — Должен ли пассажир сам в определённой степени заботиться о своей безопасности и что для этого требуется?

          — Перечислите общие правила безопасности, которые должен соблюдать пассажир, поднявшись на борт корабля.

          2. Сообщение темы и цели урока.

          III. Изучение новой темы.

          Автономное существование человека в природе — это самостоятельное, независимое существование его в природных условиях. Результаты такого пребывания человека в природе зависят от его способности определённое время без посторонней помощи обеспечивать свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы.

          Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.

          Добровольная автономия — это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определённой целью, на определённое время переходят на самостоятельное существование в природных условиях.

          Вынужденная автономия — это ситуация, когда человек случайно в силу независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

          ⇓ Полное содержание урока посмотрите по ссылке ⇓

          ramilmahmutov.ru

          Конспект урока ОБЖ 6 класс Обеспечение личной безопасности на водном и воздушном транспорте

          Конспект урока по ОБЖ с учащимися 6 класса

          Тема: Обеспечение личной безопасности на водном и воздушном транспорте.

          Цель: познакомить с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на водном и воздушном транспорте.

          Время: 1 час

          Тип урока: комбинированный.

          ХОД УРОКА

          I. Организационный момент

          II. Повторение пройденного материала

          1. Беседа по вопросам:

        • Какими должны быть действия пассажира легкового автомобиля при столкновении со встречной машиной?
        • Опишите действия пассажира легкового автомобиля, если автомобиль загорелся.
        • Перечислите меры безопасности пассажира, следующего железнодорожным транспортом, при посадке в вагон и в пути следования.
        • Сделайте подборку рекомендаций из учебника и других источников по обеспечению безопасного проезда по железной дороге.
        • 2. Сообщение темы и цели урока.

          1. Водный транспорт. Каждые сутки в нашей стране речные и морские суда перевозят более миллиона человек. Современные корабли оборудованы средствами спутниковой навигации и радиосвязи. За всеми кораблями, находящимися в плавании, осуществляется контроль, и с ними поддерживается радиосвязь.

          Кроме того, существуют международные сигналы бедствия на море, которые подаются терпящими бедствие кораблями, чтобы привлечь к себе внимание и помощь. Получив такой сигнал, капитан любого судна, оказавшегося поблизости, обязан принять все меры, чтобы помочь тем, кто оказался в опасности. Однако, несмотря на все меры безопасности, и в наши дни ежегодно гибнет до нескольких десятков судов.

          Основными причинами гибели судов являются столкновения судов в море, возникновение пожара на судне, шторм. Зачастую беды можно избежать, если соблюдать определённые правила безопасности. Специалисты рекомендуют каждому человеку, поднявшемуся на палубу корабля, знать и соблюдать ряд общепринятых правил.

          Приведём основные из них. Находясь на корабле, необходимо помнить, что в настоящее время всем пассажирам и членам экипажа обеспечены места на спасательных средствах. Каждый пассажир должен знать, где ему находиться в случае эвакуации и в какой шлюпке определено его место.

          При аварийной ситуации нельзя поддаваться панике. На каждом корабле разработан свой порядок эвакуации, и его необходимо соблюдать. Каждый пассажир должен уметь пользоваться спасательным жилетом. Для этого необходимо изучить инструкцию по его использованию. Необходимо также знать, что делать при пожарной
          тревоге.

          Особенно важно запомнить путь, по которому придётся выбираться на шлюпочную палубу. Нежелательно прогуливаться по открытой палубе, если она влажная или когда море штормит. Важно также знать расположение судового медпункта. Следует помнить и о возможном появлении ещё одной неприятности — морской болезни. Морская болезнь возникает при укачивании и сопровождается головной болью, холодным потом, тошнотой и рвотой.

          Чтобы преодолеть это состояние, специалисты советуют:

        • чем-нибудь заниматься, чтобы отвлечься;
        • оставаться на свежем воздухе, не находиться на солнце;
        • Как вести себя при кораблекрушении

        • Не паникуйте, чётко и быстро выполняйте указания капитана и экипажа судна.
        • Наденьте спасательный жилет, одежду и обувь не снимайте.
        • Возьмите с собой документы, предварительно завернув их в полиэтиленовый пакет.
        • Быстро, без спешки поднимитесь на верхнюю палубу и по команде экипажа в свою очередь садитесь в спасательное средство (в шлюпку, на плот).
        • Если сесть в шлюпку (на плот) невозможно, прыгайте в воду с полусогнутыми ногами вниз (спасательный жилет на вас надет), закрыв одной рукой нос и рот, а другой обхватив себя за пояс, чтобы не сорвало спасательный жилет.
        • Оказавшись в воде, отплывите от борта корабля. Постарайтесь подплыть к другим людям, при необходимости примите участие в совместных действиях по спасению и оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
        • Увидев шлюпку, в которой есть свободные места, подплывите к ней — вам помогут на неё подняться. Если в шлюпке нет мест, попросите бросить вам трос (фал, канат), обвяжитесь им под мышками и плывите за шлюпкой.
        • Находясь в шлюпке (на плоту) при сильном солнечном облучении, защищайте голову и открытые участки тела.
        • Рационально используйте аварийный запас воды и провизии.
        • Не теряйте надежды на спасение.
        • 2. Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте

          Авиационный транспорт — это наиболее современный и удобный вид транспорта. Самолёты обладают большой скоростью полёта и могут доставить пассажиров в заданную точку за считанные часы. Удобство полёта и быстрота прибытия к месту назначения делают авиационный транспорт всё более привлекательным.

          На земле за безопасность полёта отвечают десятки высококвалифицированных авиационных специалистов. Это прежде всего инженеры и механики, которые готовят самолёт к вылету, это специалисты диспетчерской службы, которые обеспечивают управление самолётом на земле и в воздухе, это специалисты ОО метеослужбы, готовящие прогноз погоды на аэродромах взлёта и посадки и на маршруте полёта самолёта, это специалисты, поддерживающие непрерывную, надёжную связь с экипажем самолёта.

          Управляют воздушными лайнерами, перевозящими пассажиров, авиационные специалисты (лётчики, штурманы, радисты, бортинженеры), которые способны привести самолёт в любой пункт назначения в сложных метеоусловиях, в любое время года, днём и ночью. Каждый самолёт оборудован специальными средствами, обеспечивающими безопасность пассажиров в полёте в случае возникновения опасной ситуации.

          Для обеспечения личной безопасности пассажиры должны выполнять ряд требований. Рассмотрим наиболее характерные из них.

          Подготовка к взлёту Ручная кладь должна быть размещена под сиденьем впередистоящего кресла. Не размещайте ручную кладь у аварийных выходов и в проходах. Полка над вами предназначена для верхней одежды и личных вещей. Заняв своё место в салоне, убедитесь, что откидной столик перед вами закрыт, а спинка кресла приведена в вертикальное положение. Откройте шторки на иллюминаторах. Пристегните и туго затяните ремни.

          Внимательно прослушайте информацию стюардессы о правилах поведения, средствах безопасности на борту самолёта и об аварийно-спасательном оборудовании: аварийных выходах, их расположении, обозначении. Запомните правила использования кислородной маски, которые вам объяснили (на борту самолёта для каждого пассажира предусмотрена кислородная маска).

          Стюардесса объяснит вам, как пользоваться кислородной маской в случае разгерметизации самолёта в воздухе. Стюардесса покажет, как пользоваться спасательным жилетом в случае аварийной посадки самолёта на воду.

          Запомните также, где находится спасательный жилет (в панели над вашим креслом или под сиденьем вашего кресла в зависимости от типа самолёта). Рекомендации но безопасному поведению при возникновении аварийной ситуации В случае разгерметизации салона самолёта в воздухе немедленно наденьте кислородную маску, пристегните ремни и приготовьтесь к экстренному снижению. Для активации маску перед надеванием необходимо резко потянуть.

          При аварии на взлёте примите безопасную фиксированную позу: согнитесь и плотно сцепите руки под коленками; голову наклоните к коленям как можно ниже; ноги уприте в пол, вытянув их. В момент удара сгруппируйтесь и напрягите тело. Перед взлётом не забудьте привести спинку кресла в вертикальное положение! Не покидайте своего места до полной остановки самолёта.

          При пожаре в самолёте Современные самолёты оборудованы надёжными средствами пожаротушения. В случае возгорания экипаж примет все меры, чтобы потушить огонь и посадить самолёт на ближайший аэродром. В случае пожара выполняйте команды экипажа. После приземления самолёта постарайтесь быстрее покинуть его, защитите себя от жара и дыма одеждой, к выходу пробирайтесь пригнувшись, дышите, закрыв рот и нос материей (платком, рукавом), ручную кладь с собой не берите.

          При аварийной посадке самолёта Если экипаж самолёта примет решение произвести вынужденную посадку, вы будете своевременно оповещены об этом. В случае аварийной посадки необходимо выполнять указания
          командира корабля и экипажа. Если сможете, наденьте верхнюю одежду: она защитит от травм. Сгруппируйтесь, напрягите тело, стараясь удержаться на месте во время резкого торможения самолёта после его приземления. Не вставайте с кресла до полной остановки самолёта и соответствующей команды экипажа. После остановки самолёта покиньте его, используя аварийный выход. Отойдите от самолёта на безопасное
          расстояние (не менее 100 м).

          При аварийной посадке самолёта на воду необходимо надеть спасательный жилет и надуть его непосредственно перед тем, как покинуть самолёт. Самым опасным в аварийной обстановке является паника. В большинстве случаев паника возникает, когда люди не готовы к аварийной ситуации и не умеют мобилизовать себя на спокойные, обоснованные действия в сложившейся обстановке. Поэтому, оказавшись в самолёте, стоит подумать, что вы будете делать в различных опасных ситуациях. Это позволит вам, если вдруг наступит аварийная ситуация, более спокойно действовать и найти благополучный выход. Знание того, как вести себя, порождает уверенность в своих силах и поможет выбрать верное решение.

          IV. Итог урока.

          1. Закрепление темы урока

        • Почему так привлекателен воздушный транспорт для дальних путешествий? Обоснуйте свою точку
          зрения.
        • Кем и как обеспечивается безопасность перевозки пассажиров воздушным транспортом?
        • Ваш самолёт потерпел аварию при крушении или посадке. Ваши действия по сохранению собственной жизни в подобной ситуации?
        • Почему к пассажирам воздушных лайнеров предъявляются повышенные требования по соблюдению безопасности?
        • Как обеспечивается безопасность перевозки пассажиров речными и морскими судами?
        • Должен ли пассажир сам в определённой степени заботиться о своей безопасности и что для этого требуется?
        • Перечислите общие правила безопасности, которые должен соблюдать пассажир, поднявшись на борт корабля.
        • 2. Домашнее задание
          Подготовьте небольшое сообщение на тему «Морская болезнь, причины её возникновения и профилактика». При ответе используйте текст параграфа, информацию из сети Интернет и специальную литературу.
          Подготовьте сообщение на тему «Средства безопасности, имеющиеся на борту самолёта, и правила их использования». При ответе можно использовать сеть Интернет и специальную литературу. Ваш самолёт
          потерпел аварию при крушении или посадке. Ваши действия по сохранению собственной жизни в подобной ситуации?

          schkoler.ru