Экономическая нейтральность налогов

Экономическая нейтральность налогов

Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность извлекать доходы не только

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по экономике общественного сектора. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по экономике общественного сектора — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Налоговая система в идеале отражает спрос населения на общественные блага. Т.к. существуют пр

Основные принципы построения налоговой системы

Налоговая система базируется на следующих основополагающих принципах:

— гласность и открытость;

1. Организационная простота. Налоговая система должна быть простой и понятной, этим достигаются две цели: минимизируются издержки на содержание налоговой системы; стимулируются регулярность и добросовестность налоговых отчислений частных лиц и организаций.

2. Гласность и открытость. Налоговая система вплотную связана с политическими процессами происходящими в стране, поэтому население должно понимать, что принесет изменение того или иного налога. (маркировка налогов).

3. Принцип гибкости. Это способность налога адекватно реагировать на динамику макроэкономических процессов, происходящих в стране. Гибкость налога предполагает адекватную направленность изменений и своевременность отклика.

4. Экономическая нейтральность – фактор, который учитывает влияние налога на сектор экономики лежащий вне общественного, т.е. вопрос о воздействии налогов на аллокацию ресурсов в сфере производства и поставки частных благ. По принципу эк. Нейтральности налоги делятся на искажающие и неискажающие. Искажающий налог – это такой налог, при введении которого экономический субъект принимает иное решение об аллокации ресурсов, чем до введения налога. Неискажающий налог такого влияния на экономику не оказывает.

5. Равенство обязательств. Означает, что дифференциация налогов не может осуществляться на основе имущественного благосостояния гражданина. Налогом должно облагаться во-первых производство, а во вторых потребление.

Осуществляется на основе двух принципов: принцип получаемых выгод, указывает на различие в полезности действий государства для разных видов налогоплательщиков; принцип платежеспособности, имеется в виду реальная возможность того или иного гражданина платить налоги.

6. Эффективность налоговой системы равна отношению налоговых поступлений к налоговым затратам.

Налоговые затраты – потенциальные потери доходной части государственного бюджета от неоправданно высоких налогов, т.е. при чрезмерном налоговом бремени совокупный выпуск может оказаться меньше оптимального (дедвейтные, необратимые потери.)

В связи с данным принципом есть два подхода к реализации налоговой политики:

— нейтралистический – низкая налоговая ставка и никаких льгот;

— интервенционистский – высокая ставка, высокая степень дифференциации налогов (льготы, кредиты, отсрочки, освобождения).

7. Справедливость налоговой системы.

— справедливость по принципу равенства обязательств;

Похожие вопросы

  • . сектора — Основныепринципыпостроенияналоговойсистемы
    Налоговаясистема в идеале отражает спрос населения на общественные блага. Т.к. существуют пр. Основныепринципыпостроенияналоговойсистемы. Налоги включают все виды доходов.
  • Финансы — Налоговаясистема России: а) принципналоговойсистемы.
    На практике для характеристики налоговойсистемы и ее структурных показателей применяется налоговая классификация, основныепринципы которой устанавливаются в
    Принципыпостроенияналоговыхсистем в налоговой теории трактуются с разных позиций.
  • . Взаимодействие и противоречие критериев оценки налоговойсистемы
    Основныепринципыпостроенияналоговойсистемы.
    Существует пять критериев оценки налоговойсистемы: 1. относительное равенство обязательств. т.е. применяется в равной степени ко всем гражданам.
  • Финансовое право — Налоговаясистема России: а) принципналоговой.
    На практике для характеристики налоговойсистемы и ее структурных показателей применяется налоговая классификация, основныепринципы которой устанавливаются в
    Принципыпостроенияналоговыхсистем в налоговой теории трактуются с разных позиций.
  • Страховое право — Налоговаясистема России: а) принципналоговой.
    На практике для характеристики налоговойсистемы и ее структурных показателей применяется налоговая классификация, основныепринципы которой устанавливаются в
    Принципыпостроенияналоговыхсистем в налоговой теории трактуются с разных позиций.
  • Страхование — Налоговаясистема России: а) принципналоговой.
    На практике для характеристики налоговойсистемы и ее структурных показателей применяется налоговая классификация, основныепринципы которой устанавливаются в
    Принципыпостроенияналоговыхсистем в налоговой теории трактуются с разных позиций.
  • Финансы — Принципыпостроения бюджетной системы РФ
    Налоговые доходы федерального бюджета в РФ — федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых о. Принципыпостроения бюджетной системы РФ.
  • Бюджетное право — Принципыпостроения бюджетной системы РФ
    Налоговые доходы федерального бюджета в РФ — федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых о. Принципыпостроения бюджетной системы РФ.
  • Финансовая статистика — Принципыпостроения бюджетной системы РФ
    Налоговые доходы федерального бюджета в РФ — федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых о. Принципыпостроения бюджетной системы РФ.
  • Бюджетная система — . бюджетной системы, принципы ее построения.
    Бюд. устройство – организация бюд. системы и принципы ее построения. Бюд. система РФ содержит 3 уровня: 1)Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (выполняет основные функции государства).
  • найдено похожих страниц:10

    cribs.me

    Критерии оценки налоговых систем, их взаимосвязь и противоречия

    Экономические науки

  • Серазетдинова Наталья Владиславовна , бакалавр
  • Башкирский Государственный Аграрный университет
    • КОСВЕННЫЙ НАЛОГ
    • ПРЯМОЙ НАЛОГ
    • НАЛОГ
    • НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
    • КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
    • Похожие материалы

      Целью данной статьи является описание критериев оценки налоговых систем, выявление их взаимосвязи и противоречий. Задачи: дать определение налогам и налоговой системе; подробно разобрать каждый из критериев оценки; рассмотреть взаимосвязь этих критериев и их противоречия.

      Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

      Любые аспекты функционирования общественного сектора, в том числе относящиеся к налогообложению, должны оцениваться с позиций экономической эффективности и социальной справедливости. На практике невозможно построить идеальную налоговую систему, налогообложение в разных странах не следует единому шаблону[2].

      Налоговая система в настоящее время выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, так как с ее помощью государство может оказывать влияние на распределение национального дохода.

      Налоговая система — это система, основанная на определенных принципах, совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке на условиях, определенных Налоговым кодексом.

      Налог — это обязательные, индивидуально-безвозмездные платежи, физических и юридических лиц государства в бюджеты различных уровней, в соответствии ставке, которая установлена в законодательном порядке на данный момент.

      Налоги включают все виды доходов, аккумулируемых государством на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения.

      В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налогов всего 2 — НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

      Ниже приведена таблица критериев оценки налоговой системы и их описание.

      Таблица 1. Критерии оценки налоговой системы.

      novainfo.ru

      Принцип экономической нейтральности налогообложения

      I. Принципы, относящиеся к эффективности построения налоговых систем

      Принципы построения налоговых систем.

      Предварительные замечания.

      Вопрос 9.1 Критерии оценки налоговых систем и основные принципы налогообложения

      Лекция 9. Эффективность налогообложения

      1. В лекции, посвященной общественному благосостоянию, было выяснено, что государство через налоговый механизм способно перераспределять благосостояние между индивидами, их группами и фирмами в целях достижения Парето-улучшений и приближения тем самым к общественному оптимуму, сочетающему в себе и рыночную эффективность, и социальную справедливость.

      2. Вместе с тем, там же было показано, что государственное перераспределение благосостояния часто приводит к искажениям в рыночном поведении индивидов, что связано со сложностями в построении эффективных и справедливых систем налогообложения.

      3. Построить налоговую систему, которая была бы одновременно и справедливой и эффективной, невозможно в принципе, в силу того, что налоговое перераспределение связано с конфликтующими целями эффективности и справедливости.

      4. Отказаться же от налогообложения вообще так же невозможно, поскольку налоговые доходы являются источником финансирования экономических функций государства (финансирование производства общественных благ, устранения влияния внешних эффектов, проведение политики стабилизации и т.д.).

      Таким образом, встает проблема:

      — выработки принципов построения эффективных и справедливых систем налогообложения;

      — определения критериев оценки таких налоговых систем с точки зрения эффективности и справедливости.

      Мировая история экономического развития выработала ряд принципов построения эффективных и справедливых систем налогообложения:

      I. Принципы, относящиеся к эффективности построения налоговых систем:

      1. Экономическая нейтральность налогообложения.

      2. Организационная (административная) простота налоговой системы.

      3. Экономическая гибкость налогообложения.

      II. Принципы, относящиеся к справедливости построения налоговых систем:

      4. Относительное равенство налоговых обязательств.

      5. Способность налогоплательщика платить налоги.

      6. Прозрачность налоговой системы (политическая контролируемость).

      Рассмотрим эти принципы.

      — Налогообложение приводит к искажению рыночного поведения экономических субъектов (потребителей и производителей), т.е. налогообложение не является нейтральным по отношению к рыночной эффективности в распределении ресурсов, доходов и благ.

      Искажение экономического поведения проявляется в попытках фирм и потребителей уменьшить свои налоговые обязательства перед государством.

      Искажающие эффекты присущи практически большинству налогов, взимаемых во всем мире.

      — Механизм искажающего воздействия налогов на экономическое поведение:

      а) потребители и производители принимают свои экономические решения, руководствуясь:

      1) сигналами рынка (ценами, размерами прибыли и т.д.);

      2) налоговыми сигналами (ставками конкретных налогов, базой налогообложения, к которой применяется тот или иной налог). Налоговой базой может быть товар или экономическая деятельность.

      б) введение налога и фиксация какого-либо товара или деятельности в качестве налогооблагаемой базы дает сигнал налогоплательщикам о снижении привлекательности вложения ресурсов в такой вид деятельности или в производство такого товара.

      в) ориентируясь на налоговые сигналы, потребители и производители начнут корректировать свои решения, т.е. не точно следовать рыночным сигналам.

      В результате: происходит искажение рыночной мотивации производителей и потребителей.

      — Таким образом, возникает проблема определения экономически оправданного уровня налогообложения. Это означает:

      а) искажающее воздействие налогов должно быть минимизировано;

      б) налоги должны порождать правильные сигналы налогоплательщикам об издержках общественного сектора (т.е. должна быть информация, на какие цели и в каких объемах используются налоговые доходы государством).

      — Критерий экономической нейтральности налогообложения:

      Налог является неискажающим (нейтральным) в том случае, если экономические агенты не могут изменить свое поведение так, чтобы достичь снижения своих налоговых обязательств.

      — Искажающее, неискажающее и корректирующее налогообложение:

      1. Искажающие налоги – это такие налоги, которые позволяют индивидам менять поведение, путем снижения своих налоговых обязательств.

      Пример акциза, как искажающего налога: при введении акциза покупатель может сократить объем своих налоговых обязательств, уменьшая закупки подакцизного товара.

      Пример подоходного налога, как искажающего налога: при этом налоге у работника появляется выбор между зарабатыванием денег и досугом.

      Выводы по искажающим налогам:

      1) Искажающее воздействие налогов приводит к снижению уровня аллокационной эффективности в экономике.

      2) Неэффективность искажающих налогов проявляется в том, что при их введении одновременно появляется теоретическая возможность замены таких налогов на неискажающие, которые увеличивают уровень полезности индивидов.

      3) Введение искажающих налогов является свидетельством того факта, что общество в целом не сумело самостоятельно (без вмешательства государства) использовать возможности Парето-улучшений в распределении благосостояния.

      2. Неискажающие налоги — это такие налоги, которые не позволяют индивидам менять поведение, путем снижения своих налоговых обязательств.

      — Паушальные (аккордные) налоги.

      Паушальные (аккордные) налоги не искажают экономическое поведение, т.к. объем налоговых выплат не зависит от размеров налогооблагаемой базы.

      Примеры: подушная подать, которая долгое время практиковалась в российской истории, налоги на землю (единая налоговая ставка на равные участки земли). Эти налоги используются редко, т.к. они не справедливы.

      3. Корректирующие налоги – это налоги, которые снижают отрицательные внешние эффекты (налоги на загрязнителей окружающей среды).

      Здесь используется искажающий эффект налогов, который используется для исправления исходной неоптимальной рыночной аллокации ресурсов.

      2. Принцип организационной (административной) простоты.

      Принцип организационной (административной) простоты означает, что налоговая система должна быть простой, а затраты на её функционирование должны быть относительно невысоки.

      — В своем классическом виде теория общественного сектора обычно исходит из упрощенного предположения о том, что издержки по сбору налогов отсутствуют.

      — Однако на практике это далеко не так, поскольку существуют реальные издержки, связанные с практикой налогообложения.

      Издержки функционирования налоговой системы:

      1. Прямые издержки – их несет государство, обеспечивающее работу по сбору налогов. Они зависят, главным образом, от структуры налоговой системы (т.е. от количества налогов, налоговых льгот, необходимостью контроля над правильностью исчисления налогов и т.д.):

      — затраты на содержание налоговых служб;

      — затраты на нормотворческую деятельность, связанную с налоговым законодательством;

      — затраты на обеспечение контроля за правильностью и своевременностью уплаты налогов;

      — затраты на информационное обеспечение налогообложения и т.д.

      2. Косвенные издержки – их оплачивают налогоплательщики:

      — затраты, связанные с процедурами перечисления наолгов в соответствующие бюджеты;

      — затраты на оформление налоговых деклараций;

      — затраты на консультационные услуги со стороны налоговых консультантов (аудиторов, юристов и т.д.);

      — затраты на судебные издержки, связанные с часто возникающими спорами и конфликтами между налоговыми органами и налогоплательщиками.

      Как показывает практика, косвенные издержки превышают прямые издержки. Например, в США косвенные издержки превышают прямые в 5 раз.

      studopedia.ru

      4. Основные принципы построения налоговой системы. Эффективность и справедливость в налоговой системе

      Простота налоговой системы.

      Гласность и открытость налоговой системы означают, что общественность должна знать, какова целесообразность введения того или иного налога и кто его должен платить. Важно, чтобы каждый понимал связь между уплатой налогов и произведенными в его пользу бюджетными расходами. При этом налоговая система должна быть построена так, чтобы она могла отразить общественные предпочтения, выраженные в политических процессах, и стать объектом общественного контроля. Следовательно, налоговая система в демократическом обществе неразрывно связана с избирательной системой и с механизмом общественного выбора. В ней реализуется принцип гражданской ответственности.

      Принцип гибкости предполагает автоматическое реагирование на изменение экономических условий. Этот принцип реализуется с помощью системы встроенных стабилизаторов, предусматривающих зависимость уровня налогообложения от величины доходов, имущественного положения, уровня и структуры потребления, от роста цен и т.д.

      Эффективность налоговой системы выражается отношением налоговых поступлений к налоговым затратам. Она тем выше, чем больше налоговые поступления по отношению к налоговым затратам (издержки). Последние включают потенциальные потери доходной части государственного бюджета в связи с неоправданно высокими налогами (с необоснованно высоким налоговым бременем), которые подрывают стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности и толкают к широкой практике уклонения от уплаты налогов, укрытия доходов от налогов и поиску «налоговой гавани», «налоговой крыши». В связи с налогообложением реальный выпуск продукции может оказываться меньше оптимального, данный вид потерь общественного благосостояния принято называть необратимой потерей. Кроме того, требуются расходы на содержание государственного аппарата налоговой службы, в частности, на содержание налоговой полиции, на подготовку законодательных актов в области налоговой политики. Эффективная налоговая политика нацелена на увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему и минимизацию налоговых затрат.

      Существуют два концептуальных подхода к реализации принципа эффективности в налоговой политике. Первый подход принято называть нейтралистическим. Он предусматривает уменьшение налоговой ставки и расширение налоговой базы без использования налоговых льгот, с тем чтобы свести к минимуму влияние налоговой системы на экономические решения налогоплательщика как потребителя, инвестора и предпринимателя и дать свободу действия рыночным силам.

      Исследования показали, что существует зависимость доходов бюджета, суммы налоговых поступлений от прогрессивности налогообложения. Профессор А. Лаффер предложил график, описывающий зависимость налоговых поступлений от налоговой ставки.

      В представленном графике Лаффера Г обозначает налоговые ставки, / — доходы бюджета (рис. 10.1). вменяется от 0 до 100%. График иллюстрирует зависимость доходов бюджета от прогрессивности налогообложения. До определенного предела Тм повышение налоговой ставки увеличивает (при замедлении темпов) налоговые поступления в бюджет, за его пределами налоговая база сужается, идет подрыв экономических стимулов и расширяется пространство для уклонения от уплаты налогов.

      Второй подход к эффективности принято называть интервенционистским. Он предлагает дифференциацию налогов, использование многочисленных налоговых льгот при высоких общих налоговых ставках. Этот подход предусматривает целенаправленное стимулирование соответствующих видов экономической деятельности.

      В практике налогообложения принято выделять следующие группы налоговых льгот: вычеты из облагаемого налогом дохода (налоговые скидки), налоговые кредиты, отсрочки и полное или частичное освобождение от налогообложения. Структура налоговых льгот соответствует сложившемуся порядку расчета налоговых платежей. В соответствии с налоговым законодательством из валовой выручки хозяйствующего субъекта вычитаются текущие материальные затраты, расходы на заработную плату и расходы на оперативную хозяйственную деятельность в установленных законом пределах (в частности, представительские расходы, оплата процентов по ранее принятым финансовым обязательствам, расходы на рекламу и т.д.), а также производимые отчисления по соответствующим нормативам (лимитам) в амортизационные фонды и в другие различные фонды (в фонды риска, на обесценивание товарных запасов и т.д.).

      Как правило, в облагаемый доход не включаются расходы на научные исследования, на инновации и новые инвестиции, на подготовку кадров непосредственно на производстве, а также дополнительное списание амортизации сверх установленного норматива (налоговая льгота на ускорение амортизационного списания). Списание по повышенной цене товарных запасов, перевод части вновь созданной стоимости из категорий корпорационной прибыли в процентный доход, отнесение убытков на результаты последующего периода деятельности предприятий с возможной их компенсацией, амортизационные отчисления, которые варьируются в зависимости от нормативов, — все это может быть представлено не как реальное, а как фиктивное, бумажное списание и может быть использовано (и на практике широко используется) как легитимная форма уклонения от налогов, как своеобразное «налоговое убежище».

      Вторым видом широко распространенных налоговых льгот являются налоговые кредиты. Если налоговые скидки представляют собой вычеты из облагаемого дохода, то налоговый кредит представляет вычеты из начисляемой суммы налога.

      Налоговый кредит обычно применяется для увеличения вертикальной справедливости при применении налога на продажу, который рассматривается как весьма эффективный, но вместе с тем регрессивный налог. В связи с большей долей затрат низкодоходных групп на предметы первой необходимости налоговый кредит предоставляется в расчете на одного взрослого и одного ребенка, одинокая мать имеет право на получение налогового кредита на одного взрослого и одного ребенка. Широко применяется налоговый кредит в виде процентной скидки с суммы налога на инвестиции и затраты на научные исследования.

      Третий вид льгот представляет собой отсрочку уплаты налогов (налоговые каникулы). При высоком уровне процентных ставок отсрочка уплаты налога практически ведет к полному освобождению от налогов. Это дает возможность вложить средства, которые получены в результате отсрочки от обложения налогом, в капитализированные доходы (например, в облигации, акции и в другие ценные бумаги) и получать за соответствующий период сверх вложенной суммы необходимые поступления.

      К четвертому виду льгот относятся частичное и полное освобождение дохода от обложения. Частичное освобождение дохода может быть произведено абсолютно в виде вычетов определенной суммы и относительно в виде снижения налоговой ставки.

      Система налоговых льгот создает косвенным способом государственное финансирование экономики.

      Принцип справедливости. В основе этого принципа лежит идея необходимости равномерного распределения налогового бремени между гражданами-налогоплательщиками.

      Если лица находятся в сравнительно одинаковых обстоятельствах и обладают одной и той же платежеспособностью, они должны облагаться одинаковым налогом, а также должна исключаться возможность двойного налогообложения. В данном случае речь идет о горизонтальной справедливости.

      Однако в реальной жизни люди находятся в неодинаковых условиях и имеют разную платежеспособность. В этом случае уровень налогообложения (уровень налогового бремени) устанавливается в соответствии со степенью платежеспособности граждан.

      Так, в середине 80-х годов в США доходы, полученные низшей группой, до налогообложения и учета трансфертного платежа составили 1% от совокупных доходов, а высшей группой — 52,4%, после вычета налогов и учета трансфертных платежей соответственно — 4,7 и 45,7%.

      Процесс реализации принципа вертикальной справедливости следует рассматривать как тенденцию. В реальной жизни он допускает определенные элементы нарушения вертикальной справедливости. Так, социальные льготы (в виде жилья, образования и медицинских услуг) обеспеченные слои населения, и прежде всего средний класс, получают в абсолютных размерах больше, чём малообеспеченные слои населения. Причиной тому является более развитая социально-культурная инфраструктура в районах проживания среднего класса. Кроме того, выходцы из обеспеченных семей, имеют больше шансов, чем выходцы из малообеспеченных семей получить высшее образование, которое во многих странах финансируется в значительной степени за счет средств налогоплательщиков, поскольку этому благоприятствует социокультурная семейная микросреда (высокий уровень образования и культуры родителей) в высокодоходных группах населения.

      Следует иметь в виду, что горизонтальная и вертикальная справедливость — это разновидности распределительной (дистрибуционной) справедливости, которые характеризуют межличностную справедливость. К распределительной справедливости относятся также справедливость налоговой системы между центром и другими уровнями управления, между регионами, а также справедливость между поколениями (генерационная справедливость). Справедливость между центральными органами власти и регионами при распределении налоговых платежей учитывает тип государственного устройства страны (унитарное или федеральное), разграничение правомочий в налоговой системе, тенденцию регионализации и необходимость дифференциации федеральных налогов в пользу менее развитых регионов.

      Налоги, играющие первостепенную роль для экономической стабильности, применяемые в антиинфляционных целях и для проведения социальной политики в масштабе страны, устанавливаются центральным правительством. Они взимаются и направляются в его распоряжение. К этим налогам относятся в первую очередь индивидуальный подоходный налог и корпорационный налог. В центральный бюджет поступает налог на социальное страхование и большая часть НДС. Главными источниками поступлений региональных и местных бюджетов являются имущественные налоги и налоги на продажу (налог с оборота). В последние годы в сумме поступлений региональных и местных бюджетов возрастает удельный вес подоходного налога и налога на прибыль, т.е. расширяется количество налогов, взимаемых совместно центральными, региональными и местными органами власти. И здесь важнейшим критерием справедливости в установлении пропорций в распределении налоговых платежей является платежеспособность территории и необходимость финансирования общегосударственных расходов, общенациональных программ. При построении систем подоходного налогообложения в территориальном разрезе соблюдаются следующие требования: местный подоходный налог не должен сокращать базу государственного подоходного налога, а совокупность государственных и местных подоходных налогов не должна достигать конфискационного значения.

      Социальная справедливость между поколениями людей учитывается при установлении налогов (социальных платежей) для финансирования системы социального страхования (например при формировании пенсионного фонда).

      Если указанные выше виды справедливости в распределении налоговых платежей базируются преимущественно на принципе платежеспособности налогоплательщиков и последующего перераспределения налоговых поступлений, то в основе справедливости в целевой налоговой системе лежит принцип пропорциональной выгоды (принцип налогообложения получаемых благ). В этом случае налог выступает в виде своеобразной цены, уплаченной потребителем за пользование общественным благом, т.е. речь идет о справедливой доле налогоплательщика в потреблении благ, создаваемых за счет налогов. Тот, кто платит больше налогов, получает больше благ, создаваемых за счет налогоплательщиков. Например, те, кто получает выгоды от строительства хороших дорог, платят налоги на бензин и транспортные средства, так как эти налоги идут на финансирование строительства и ремонта дорог. Однако социальная справедливость на основе пропорциональной выгоды (налогообложение полученных благ) реализуется в системе косвенного налогообложения (в частности, в потребительских налогах), и сфера его действия не распространяется на систему прямых налогов, где действует принцип справедливости на основе платежеспособности. Было бы абсурдно, если бы низкодоходные группы населения выплачивали налоги, необходимые для финансирования благотворительных пособий.

      Еще одним важным аспектом, связанным с принципом экономической эффективности, является проблема экономической нейтральности.

      Искажающим называется налог, который, воздействуя на мотивацию участников экономической жизни, побуждает их избирать аллокационные решения, отличающиеся по своей эффективности от тех решений, которые были бы приняты при отсутствии данного налога. Налог, который не оказывает такого действия, называется неискажающим. Поэтому очень важным является анализ воздей-ствия налогов на рыночное поведение производителей и потребителей, продавцов и покупателей, работодателей и работников в различных отраслях экономики. Такой анализ позволяет выявлять искажающее влияние налогов и, правильно подбирая их характеристики, добиваться относительного уменьшения нежелательных искажений.

      Неискажающие налоги являются экономически нейтральными в том смысле, что не оказывают воздействия на эффективность аллокации ресурсов.

      Обычно когда говорят об искажающем налогообложении, подразумевают негативное влияние на эффективность. Это верно при условии, что «доналоговое» равновесие являлось оптимальным. Данное условие в свою очередь предполагает отсутствие провалов рынка. Если же налогообложение осуществляется в зоне провалов рынка, где свободное действие рыночных сил не обеспечивает максимальной эффективности, искажающее действие налога становится его достоинством.

      Если налог не влияет на эффективность, то, очевидно, он не является нейтральным. Вместе с тем его искажающее действие ведет не столько к потерям, сколько к приобретениям. В подобных случаях искажающие налоги принято называть корректирующими.

      Однако гораздо чаще искажающий эффект налогообложения проявляется в экономических потерях, а не приобретениях, точнее говоря, в переходе к ситуации, уступающей первоначальному «доналоговому» равновесию. Поэтому на практике, анализируя конкретный налоге позиций экономической эффективности, чаще всего фокусируют внимание на минимизации порождаемых им искажений. В этом контексте экономическая эффективность налога предполагает как можно большую его нейтральность по отношению к аллокации ресурсов за пределами общественного сектора.

      uchebnik.online