Исполнение наказание в виде лишения права занимать определенные должности

Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного как в качестве основного, так и в качестве дополнительного вида наказания к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении, исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных.

Данное наказание, назначенное в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказания, а после отбытия основного вида наказания — уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденного.

В приговоре суда должно быть точно указано, какие должности осужденному запрещено занимать или какой деятельностью ему запрещено заниматься. Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденных ведет их учет и контролирует соблюдение ими возложенных на них запретов занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, проверяет исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным, организует проведение с осужденными воспитательной работы.

Администрация организации, где работает осужденный, обязана:

  1. не позднее 3 дней после получения копий приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции освободить осужденного от должности, занимать которую он лишен права, или запретить заниматься определенной деятельностью;
  2. органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, обязаны в трехдневный срок после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции аннулировать разрешение, изъять соответствующий документ и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию;
  3. представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с исполнением наказания;
  4. в случае изменения или прекращения трудового договора с осужденным в трехдневный срок сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию;
  5. в случае увольнению из организации осужденного, не отбывшего наказание, внести в его трудовую книжку запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать.
  6. Осужденные обязаны:

    1. исполнять требования приговора;
    2. представлять по требованию документы, связанные с отбыванием наказания;
    3. сообщать в уголовно-исполнительные инспекции о месте работы, его изменении или увольнении с работы.
    4. В случаях призыва или поступления осужденных на военную службу или их поступления на альтернативную гражданскую службу уголовно-исполнительные инспекции направляют в военный комиссариат или по месту службы копию приговора суда для исполнения данного наказания при прохождении службы.

      be5.biz

      Прокуратура Московской области

      Регулирование данного вида наказания закреплено в статье 47 Уголовного кодекса Российской Федерации и статье 33 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

      В соответствии со ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания. В качестве основного наказания оно назначается на срок от одного года до пяти лет, в качестве дополнительного — от шести месяцев до трех лет. При этом осужденному как за одно преступление, так и по совокупности преступлений и приговоров указанное наказание не может быть назначено одновременно в качестве основного и дополнительного. За одно и то же преступление осужденному не может быть назначено одновременно лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не может быть применено в качестве дополнительного наказания, если это наказание предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК РФ как один из основных видов наказания.

      Суть указанного вида наказания заключается в ограничении трудовых прав осужденных. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. То обстоятельство, что к моменту вынесения приговора лицо не занимало определенной должности или не занималось определенной деятельностью, не лишает суд права назначить данное наказание.

      Рассматриваемый вид наказания составляют два самостоятельных элемента: лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью.

      Лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, а также в органах местного самоуправления. Конкретный вид таких должностей должен быть указан в приговоре суда.

      Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве, как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении, возложено на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных.

      Указанное наказание, назначенное в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания — уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных.

      Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; контролируют соблюдение осужденными предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; проверяют исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным; организуют проведение с осужденными воспитательной работы.

      Органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью, не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции обязаны аннулировать разрешение на занятие той деятельностью, которая запрещена осужденному, изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью, и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.

      Администрация учреждения, в котором осужденный отбывает основной вид наказания, не может привлекать его к работам, выполнение которых ему запрещено.

      Злостное неисполнение приговора суда со стороны представителей власти, государственных служащих, служащих органов местного самоуправления, служащих государственных и муниципальных учреждений, коммерческих и иных организаций влечет ответственность указанных лиц, которая может быть квалифицирована как действия предусмотренные ст. 315 УК РФ. Неисполнение приговора суда следует считать злостным, если оно продолжалось после письменного представления УИИ.

      Ответственность осужденных, нарушающих предписание приговора, в настоящее время законом не установлена. Единственным негативным правовым последствием для них является невключение периода занятия запрещенной деятельностью в срок наказания.

      mosoblproc.ru

      Исполнение наказание в виде лишения права занимать определенные должности

      Статья 33. Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

      1. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы, а также при условном осуждении исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных.

      (в ред. Федеральных законов от 09.01.2006 N 12-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

      2. Указанное наказание, назначенное в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных.

      3. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; контролируют соблюдение осужденными предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; проверяют исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным; организуют проведение с осужденными воспитательной работы.

      4. Администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания лицо, осужденное также к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено.

      5. Утратил силу. — Федеральный закон от 05.04.2010 N 46-ФЗ.

      Комментарий к статье 33

      1. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью согласно ч. 2 ст. 45 и ст. 47 УК РФ может назначаться в качестве основного на срок от одного года до пяти лет и дополнительного на срок от шести месяцев до трех лет, при этом в приговоре суда обязательно указывается, какие должности осужденному запрещено занимать или какой определенной деятельностью ему запрещено заниматься.

      Комментируемая статья регламентирует исполнение наказания в виде: 1) запрещения занимать определенные должности на государственной службе и в органах местного самоуправления; 2) запрещения заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

      В случае назначения судом наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного вида наказания или в качестве дополнительного к штрафу, обязательным работам, а также при условном осуждении указанные виды наказаний исполняются УИИ территориальных органов УИС Минюста России по месту жительства осужденного. При этом УИИ руководствуются не только положениями УИК, но и разд. II Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 12 апреля 2005 г. N 38.

      Данное наказание в случае назначения его в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, а также содержанию в дисциплинарной воинской части исполняется администрацией ИЦ, арестного дома, ИУ либо командованием дисциплинарной воинской части. Если лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью выступает дополнительным наказанием при ограничении по военной службе (ст. 51 УК РФ), оно исполняется командованием части по месту прохождения осужденным службы, а после отбытия основного вида наказания — УИИ по месту жительства осужденного.

      Администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания лицо, осужденное к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено. За 20 дней до окончания срока отбытия наказания, а в случае условно-досрочного освобождения осужденного или замены наказания более мягким — в день его освобождения ИУ направляет в УИИ по месту жительства копию приговора суда или выписку из приговора суда, а также справку на осужденного с указанием установочных данных, даты освобождения, родственников и близких.

      Поступившая из суда или ИУ копия приговора регистрируется в УИИ, и осужденный ставится на учет, при этом суд, постановивший приговор, извещается о принятии приговора к исполнению. Если осужденный является несовершеннолетним, УИИ докладывает об этом начальнику территориального органа внутренних дел для постановки несовершеннолетнего на учет в подразделении по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.

      При получении вышеуказанных документов УИИ вызывает осужденного для постановки на учет и разъяснения условий отбывания наказания. Виды и формы учета аналогичны тем, которые ведутся в отношении осужденных к обязательным и исправительным работам.

      2. Осужденный обязан: исполнять требования приговора, представлять в УИИ документы, связанные с отбыванием указанного наказания, информировать УИИ о месте работы, его изменении или об увольнении с работы.

      УИИ в трехдневный срок устанавливает место работы осужденного и направляет туда копию приговора суда и извещение. Если приговор касается запрещения заниматься определенной деятельностью, копия приговора суда или заверенная выписка из него направляется в орган, правомочный аннулировать разрешение на занятие определенным видом деятельности.

      В зависимости от характера преступления и запрещенного вида деятельности УИИ направляет указанные документы в органы, осуществляющие лицензирование определенных видов деятельности, общественные объединения (общество охотников и рыболовов, охраны окружающей природной среды и др.), ГИБДД, органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники и др. Эти органы изымают у осужденного соответствующие документы (если они не были изъяты ранее) и заносят сведения о лишении права осужденного в банк данных.

      УИИ имеет право проверить выполнение предписания приговора таким органом (организацией).

      3. В течение месяца после постановки осужденного на учет УИИ проверяет, изменен ли (прекращен) трудовой договор с осужденным, занимающим должность или занимающимся деятельностью, права на которые он лишен (если осужденный не уволен из этой организации), по какой должности (деятельности) заключен новый трудовой договор, а также аннулировано ли соответствующим органом разрешение и изъят ли документ, предоставляющий осужденному право на занятие деятельностью, которой ему запрещено заниматься (в точном соответствии с приговором).

      В случае увольнения осужденного с прежнего места работы УИИ в месячный срок с момента получения сообщения о его увольнении: 1) устанавливает новое место работы осужденного; 2) направляет извещение по новому месту работы; 3) проверяет по новому месту работы осужденного наличие соответствующей приговору суда записи в его трудовой книжке и устанавливает его должность (род деятельности).

      Если запись в трудовой книжке осужденного отсутствует, УИИ принимает меры к ее занесению.

      4. В случае если представители власти, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций не исполняют вступивший в законную силу приговор суда, его решение или иной судебный акт о лишении права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, УИИ направляет в их адрес представление, обязательное для исполнения. В случае неисполнения указанного представления УИИ может ходатайствовать о привлечении виновных должностных лиц к уголовной ответственности в соответствии со ст. 315 УК РФ.

      В целях дальнейшего контроля УИИ не реже одного раза в шесть месяцев проверяет исполнение приговора суда администрацией организации и осужденным. К формам контроля относятся истребование копий (выписок) из приказов администраций и иных документов, посещение осужденных по месту их работы, ознакомление с документами.

      5. Срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве как основного наказания, так и дополнительного к штрафу, обязательным или исправительным работам, а также при условном осуждении, если при этом исполнение дополнительного вида наказания не отсрочено, исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу.

      В срок комментируемого вида наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью.

      При назначении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы срок комментируемого вида наказания исчисляется соответственно со дня освобождения осужденного из ИЦ, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или ИУ. В этих случаях требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью распространяются также на все время отбывания осужденным указанных основных видов наказаний.

      6. В случае призыва или поступления осужденного на военную или альтернативную гражданскую службу УИИ направляет в военный комиссариат или по месту службы осужденного копию приговора суда для исполнения данного наказания при прохождении службы. В сопроводительном письме указывается отбытый осужденным срок наказания, а также то, что, если по окончании службы осужденного срок наказания не истек, командование воинской части обязано направить сообщение об окончании срока службы и копию приговора суда в УИИ по месту убытия осужденного.

      ugolovno-ispolnitelniy-kodeks-rf.com

      § 3. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

      Сущность данного наказания состоит в запрещении занимать должности по государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. В приговоре суда должно быть точно указано, какие должности осужденному запрещено занимать или какой деятельностью ему запрещено заниматься.

      Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных и контролируют соблюдение ими предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься опре- деленной деятельностью. Кроме того, они проверяют исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным. На инспекции возлагается также обязанность проведения с осужденными воспитательной работы.

      Администрация учреждения, в котором отбывает основной вид’ наказания лицо, осужденное и к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено. В случае призыва или поступления осужденных на военную службу (или альтернативную гражданскую службу) инспекция направляет в военкомат или по месту службы осужденных копию приговора суда для исполнения данного наказания при прохождении службы.

      Требования приговора о запрещении занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью являются обязательными для администрации организации, в которой работает осужденный. Она обязана не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения инспекции освободить осужденного от должности, которую он лишен права занимать, или запретить заниматься определенной деятельностью, и сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию. В случаях изменения или прекращения трудового договора с осужденным администрация в трехдневный срок обязана сообщить об этом в инспекцию.

      Аналогичные обязательства возлагаются и на органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью. Указанные органы не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения инспекции обязаны аннулировать разрешение на занятие той деятельностью, которая запрещена осужденному. При этом они обязаны изъять у осужденного соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью, и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.

      Срок исполнения данного вида наказания исчисляется с момента вступления приговора в законную силу, исключая время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности или занимался запрещенной для него деятельностью. Од- нако если осужденный отбывал наказание в виде ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы, то срок указанного наказания (назначенного в качестве дополнительного) начинает исчисляться с момента освобождения осужденного от отбывания основного наказания. Однако и во время отбытия основного наказания действует запрещение использовать осужденных на должностях и работах, которые им запрещено судом занимать или выполнять.

      На осужденных к данному виду наказания возлагаются обязанности исполнять требования приговора, представлять по требованию инспекции документы, связанные с отбыванием указанного наказания, сообщать в инспекцию о месте работы, его изменении или об увольнении с работы.

      Статья 38 УИК РФ говорит об ответственности представителей власти, государственных служащих, служащих органов местного самоуправления или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, злостно не исполняющих вступившие в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осужденных, нарушающих требования приговора. В данных случаях возможна уголовная ответственность по ст. 315 УК РФ, предусматривающей ответственность указанных выше лиц за злостное неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению. Ответственность осужденных пока возможна лишь в форме невключения периода занятия запрещенной деятельностью в срок наказания.

      lawbook.online

      Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: проблемы и пути их решения

      Рубрика: Уголовно-исполнительное право, пенитенциария

      Дата публикации: 20.04.2017

      Статья просмотрена: 441 раз

      Библиографическое описание:

      Толстов П. А., Баширов Э. М. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: проблемы и пути их решения // Новый юридический вестник. — 2017. — №1. — С. 106-108. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/66/2353/ (дата обращения: 05.07.2018).

      В данной статье рассмотрены некоторые проблемы касающиеся исполнения наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью. Проанализированы конкретные особенности применения специальных технических средств, а также неточности взаимодействия УИИ с администрацией места работы осуждённого. Выявлены и обоснованы пробелы и неточности нуждающиеся в дальнейшей оптимизации для повышения эффективности данного вида наказания.

      Ключевые слова: лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, схематичный характер, уголовно- исполнительная инспекция, администрация места работы осужденного

      Современная российская система уголовных наказаний, закрепленная в ст. 44 УК РФ, включает в себя 12 отдельных видов наказаний, в их числе лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Согласно ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания. Суть данного вида наказания, как в качестве основного, так и в качестве дополнительного выражается в ограничении трудовых прав осужденных [5].

      Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Рассматриваемый вид наказания составляют два самостоятельных элемента:

      1) лишение права занимать определенные должности;

      2) лишение права заниматься определенной деятельностью.

    5. Лишение права занимать определенные должности заключается в запрещении занимать должности на государственной службе, а также в органах местного самоуправления. Однако следует сказать, что данное наказание не предполагает запрет занимать какую-либо конкретную должность (например, главы органа местного самоуправления, начальника штаба воинской части и др.). В приговоре суду необходимо указать не перечень, а определенную конкретными признаками категорию должностей, на которую распространяется запрет (например, должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий).

    Рассматриваемый запрет не распространяется на занятие должностей в общественных, коммерческих и иных негосударственных организациях.

    1. Лишение же права заниматься определенной деятельностью распространяется как на профессиональную, независимо от того, где трудится осужденный — в государственном или негосударственном секторе, так и иную деятельность гражданина. Данный вид наказания заключается в запрете на занятие профессиональной или иной деятельностью лицом, виновным в совершении преступления, характер которого связан с этой деятельностью (например, педагогической, врачебной деятельностью, управлением транспортом, охотой).
    2. Особое внимание стоит уделять при исполнении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, поскольку в современный период никакие технические средства здесь не используются, и все контрольные возможности реализуются только силами инспекторского состава. Таким образом, проблемой оптимизации исполнения данного вида наказаний является отсутствие технических средств, которые могли бы облегчить осуществление контроля за осужденными. В целом затруднительно предложить полный перечень таких средств, однако вполне допустимо использование тех, которые уже разработаны и применяются в целях контроля за условно осужденными и осужденными к ограничению свободы (в частности, позволяющие осуществлять мониторинг передвижения). Кроме того, уместно разработать и обеспечить регулярное обновление сводной общероссийской базы данных, в которой вести межрегиональный учет осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Помимо этого, логично было бы определить основы взаимодействия подразделений ФСИН, Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда в целях установления источников поступления налогов и других платежей в отношении лиц, состоящих на учете в УИИ. Таким способом можно минимизировать количество случаев, когда осужденный продолжает заниматься запрещенным видом деятельности после вступления приговора в законную силу, поскольку усиление контроля во многом сделает затруднительным и нежелательным противодействие администрации организации, где работает осужденный, процедуре исполнения наказания [3].

      Также одной из проблем исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является, очевидно, крайне схематичный характер положений уголовно — исполнительного законодательства в данной сфере. С одной стороны, в силу ч. 1 и 2 ст. 33 УИК РФ исполнение наказания возложено на два вида подразделений УИС: уголовно- исполнительные инспекции (при оставлении осужденного на свободе) и иные учреждения (при назначении основного наказания с изоляцией от общества). С другой стороны, если при отбывании осужденным основного наказания исполнение лишения права занимать определенные должности объективно не ведется никак, а лишение права заниматься определенной деятельностью контролируется достаточно просто в связи с режимными требованиями, то в условиях деятельности УИИ контрольные полномочия оказываются шире, чем возможности их реализации. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 33 УИК РФ они подразделяются на четыре вида:

      – контроль (постановка на учет, сопровождение процесса отбывания наказания);

      – проверка исполнения требований приговора по месту работы осужденного;

      – проверка исполнения требований приговора органами, уполномоченными на выдачу специальных разрешений, удостоверяющих соответствующие права;

      – проведение воспитательной работы.

      Элементы принуждения в отношении осужденного фактически отсутствуют, так как кроме незачета в срок наказания периодов, когда он нарушал возложенный судом запрет, действующее уголовно-исполнительное законодательство (так же, как и уголовное, устанавливающее ответственность за уклонение от отбывания лишения свободы, ограничения свободы или применения принудительных мер медицинского характера) не содержит никаких негативных последствий для осужденного в таких ситуациях. На примере лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в наибольшей степени законодательно разработано взаимодействие УИИ и администрации организации, в которой работает осужденный. Фактически в силу ст. 34 УИК РФ администрация не только обязана совершить распорядительные действия (уволить, перевести осужденного на другую работу), но и отчитываться о ходе исполнения наказания перед инспекцией, при этом определенный перечень лиц, входящих в руководящий состав, подлежит уголовной ответственности за неисполнение судебных актов (ст. 315 УК). Это само по себе является гарантией надлежащего исполнения наказания. В рамках оптимизации исполнения данного вида наказания необходимо установить дополнительные формы взаимодействия УИИ с руководством предприятий, учреждений, организаций, среди которых можно назвать вызов на прием в УИИ начальника кадрового подразделения администрации или непосредственного начальника, осужденного с доведением до них сущности вынесенного обвинительного приговора. Взаимодействие УИИ с администрацией места работы осужденного нуждается в дальнейшей оптимизации, которая возможна посредством:

      – установления способов отслеживания УИИ потенциального места трудоустройства осужденного (самый простой из них — контакт с налоговыми органами и подразделениями ПФР, откуда могут быть почерпнуты сведения о перечисленных суммах налогов и иных платежей, а самый приближенный к механизмам гражданского общества — использование в этих целях социальных интернет-ресурсов, что, например, широко апробировано подразделениями ФССП России);

      – установления периодичности запросов УИИ сведений о кадровых перемещениях, осуществленных в отношении осужденного (ежемесячно);

      – создание сводной общероссийской базы данных, в которой вести межрегиональный учет осужденных;

      – обеспечение межведомственного взаимодействия подразделений УИИ и органов, управомоченных выдавать специальные разрешения;

      – увеличение частоты проведения контрольных и проверочных мероприятий в отношении осужденных;

      – установления порядка информирования УИИ об увольнении осужденного (сейчас Инструкция по организации исполнения наказания и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества требует только контроля содержания записи в трудовой книжке при увольнении в течение тридцати дней с момента получения сведений об увольнении);

      – установления порядка информирования администрации места работы о незачете в срок наказания времени, в течение которого осужденный нарушал возложенный запрет (в том числе при попустительстве администрации).

      moluch.ru