Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав граждан рф

67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав»

В современном обществе демократия позволяет реализовывать права гражданина в избирательной системе и использовать все присущие ей принципы. Также демократия гарантирует исполнение всех условий, которые способствуют реализации принципов избирательного права.

Описание закона

Согласно ФЗ-67, народная власть периодически организует свободные и демократичные выборы для избрания кандидата в органы государственной власти, местного самоуправления, а также для осуществления референдума. Государство защищает мнение каждого гражданина на референдуме и выборах, обеспечивает безопасность демократических принципов и норм избирательного права.

Федеральный закон был принят Государственной думой 22 мая 2002 года, а одобрен Советом федерации 29 мая 2002 года. Последние поправки ФЗ-67 вступили в силу 1 июня 2017 года.

Федеральный закон диктует принципы для граждан Российской Федерации. Исполнение аспектов является обязательным.

Согласно ФЗ-67, каждый гражданин РФ участвует в выборах на правах избирателя. Государственная власть должна обеспечить тайное голосование. Условия участия в референдуме аналогичны. Никто не имеет права воздействовать на решение избирателя, а также принуждать его к участию в выборах.

Жители, проживающие за пределами Российской Федерации, имеют право участвовать в избирательных выборах, которые проводятся федеральными органами государственной власти. Перечисленные в законодательном акте права для участия в выборах реализуются при помощи дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

Чтобы скачать последнюю редакцию ФЗ-67 с изменениями, дополнениями и корректировками, перейдите по следующей ссылке.

Последние изменения, внесенные в 67-ФЗ

При последней редакции ФЗ-67 изменения были внесены лишь в пункт 3.3. статьи 33. В него добавлена следующая информация:

Понятие «Иностранные финансовые инструменты» используется в действующем законодательстве в значении, которое определяется в ФЗ-79 от 7 мая 2013 года.

Ниже рассмотрены следующие статьи:

В ст 4 ФЗ-67 описываются общие права, которые применяются в случае, если гражданин выступает в качестве избирателя. Если в день голосования житель Российской Федерации достиг совершеннолетнего возраста, он может участвовать:

  • В избрании депутата;
  • В голосовании на референдуме.
  • Также у него есть возможность быть избранным в качестве должностного лица для работы в учреждениях муниципального управления. Согласно ФЗ-67, если гражданин РФ в день голосования достигнет совершеннолетнего возраста, он может участвовать в формировании законодательных методов иных избирательных действий по подготовке и проведению референдума.

    В ст 12 ФЗ-67 перечисляются вопросы, которые задаются на референдуме. Если организовывается местный референдум, то на обсуждение выносятся вопросы местного характера избирательного права. Также Федеральным законом определяются вопросы, на основании которых на обсуждение выносится деятельность субъектов Российской Федерации. Вынесенные на общее собрание вопросы не должны запрещать или отменять избирательное право, а также свободу гражданина и человека.

    В ст-29 67-ФЗ определяется статус членов комиссий избирательного права. Иными словами, членами комиссии не могут быть :

  • Лица без гражданства или с иностранным гражданством;
  • Некоторые должностные лица, включая руководителей местных государств;
  • Кандидаты и уполномоченные представители избирательного права;
  • Лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость и другие.

В статье 70 ФЗ «Об основных гарантиях» перечисляются методы подсчета голосования на избирательных участках. Члены специальной комиссии имеют право на решающий голос. Их задача — также определить итог голосования.

На основании результатов составляется итоговая таблица и протокол в двух экземплярах. Сводную таблицу подписывает председатель или секретарь этой комиссии. Основываясь на протоколе о результатах выборов/референдума, комиссия оглашает итоги согласно избирательному праву.

Чтобы узнать последние изменения в настоящих статьях, проанализировать дополнения и корректировки, скачайте закон по указанной ссылке.

210fz.ru

Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав граждан рф

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О законодательной инициативе о принятии Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга

1. Обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с законодательной инициативой о принятии Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» согласно приложению.

2. Направить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на заключение в Правительство Российской Федерации.

3. Направить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с заключением Правительства Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

4. Уполномочить председателя постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного Собрания Санкт-Петербурга М.Л.Резника представлять интересы Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в связи с рассмотрением проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Председатель
Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга
В.С.Макаров

Санкт-Петербург,
Мариинский дворец
«__» __________ 2013 года
N ___

Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга
«О законодательной инициативе
о принятии Федерального закона
«О внесении изменений в Федеральный
закон «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан
Российской Федерации»
от «__» __________ 2013 года
N ___

Проект
вносит Законодательное Собрание
Санкт-Петербурга

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Принят
Государственной Думой
«__» _________ 2013 года

Одобрен
Советом Федерации
«__» _________ 2013 года

Внести в Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 24, ст.2253; 2004, N 35, ст.3607; N 50, ст.4950; 2005, N 30, ст.3104; 2006, N 29, ст.3124; N 31, ст.3427; N 50, ст.5303; 2007, N 10, ст.1151; N 18, ст.2118; N 31, ст.4008; 2008, N 52, ст.6236; 2009, N 7, ст.771; N 14, ст.1577; N 45, ст.5268; 2010, N 17, ст.1986; N 41, ст.5192; 2011, N 13, ст.1685; N 25, ст.3536; N 29, ст.4291; N 30, ст.4607; 2012, N 19, ст.2274, ст.2275; N 41, ст.5522; N 50, ст.6961) следующие изменения:

1) пункт 3.2 статьи 4 дополнить подпунктом «д» следующего содержания:

«д) в случае наличия у них заболевания, препятствующего быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, представительного (законодательного) органа государственной власти, выборным должностным лицом, подтвержденного заключением медицинского учреждения. Перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти»;

пункт 2 после слов «копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина,» дополнить словами «заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, представительного (законодательного) органа государственной власти, выборным должностным лицом,»;

пункт 24 дополнить подпунктом «п» следующего содержания:

«п) сокрытие кандидатом сведений о наличии заболевания, препятствующего быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, представительного (законодательного) органа государственной власти, выборным должностным лицом.»;

пункт 26 дополнить подпунктом «к» следующего содержания:

«к) сокрытие кандидатом сведений о наличии заболевания, препятствующего быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, представительного (законодательного) органа государственной власти, выборным должностным лицом.».

4) в подпункте «а» пункта 7 статьи 76 слова «»л» или «о»» заменить словами «»л», «о» или «п».».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Положения статей 4, 33, 38, 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Москва, Кремль
«__» _________ 2013 года
N _______

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
рассылка

www.gov.spb.ru

Основные положения Федерального Закона от 12.06.02 г. НР 67-Ф3 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гр

проведения информирования с военнослужащими

ТЕМА: «Основные положения Федерального Закона от 12.06.02 г. НР 67-Ф3 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

Настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

Отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением референдума Российской Федерации, регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» и настоящим Федеральным законом.

Референдум — форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме;

Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации установленных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации.

Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.

Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, — быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.

Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях.

Гражданин Российской Федерации голосует на выборах и референдуме соответственно за кандидата (список кандидатов) или против всех кандидатов (против всех списков кандидатов), за вынесенный на референдум вопрос или против него непосредственно.

Голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о референдумах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, иные нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в Российской Федерации.

В случае принятия в период избирательной кампании, в период кампании референдума субъекта Российской Федерации или местного референдума закона или устава муниципального образования, содержащих положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, референдума, либо в случае внесения в указанный период в закон или устав муниципального образования изменений и дополнений, касающихся порядка подготовки и проведения соответствующих выборов, референдума, указанные нормативные правовые акты, изменения и дополнения применяются к выборам, референдумам, назначенным после вступления в силу этих нормативных правовых актов, изменений и дополнений.

Если срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления истек или полномочия были досрочно прекращены, а соответствующий закон субъекта Российской Федерации о выборах отсутствует либо положение (положения) закона субъекта Российской Федерации не может быть применено (не могут быть применены) вследствие признания его судом недействующим и не подлежащим применению, выборы в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в орган местного самоуправления в части положения (положений) закона субъекта Российской Федерации, признанного судом недействующим и не подлежащим применению, проводятся соответствующей избирательной комиссией на основе настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, обеспечивающих реализацию права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а в случае, если имеющаяся правовая база недостаточна, в части, не урегулированной законом, также на основе указов Президента Российской Федерации.

Если закон субъекта Российской Федерации о референдуме субъекта Российской Федерации, о местном референдуме отсутствует либо положение (положения) закона субъекта Российской Федерации не может быть применено (не могут быть применены) вследствие признания его судом недействующим и не подлежащим применению, референдум соответствующего уровня в части положения (положений) закона субъекта Российской Федерации, признанного судом недействующим и не подлежащим применению, проводится соответствующей комиссией референдума на основе настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, обеспечивающих реализацию права граждан Российской Федерации на участие в референдуме, а в случае, если имеющаяся правовая база недостаточна, в части, не урегулированной законом, также на основе указов Президента Российской Федерации.

Вопросы, подлежащие вынесению на референдум Российской Федерации, а также вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум Российской Федерации, определяются федеральным конституционным законом.

На референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.

На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

Конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум.

Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

Вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Лица, осуществляющие фальсификацию итогов голосования, несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Под фальсификацией итогов голосования в настоящем Федеральном законе понимается:

включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании;

заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, включение в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, либо вымышленных лиц;

замена действительных бюллетеней;

незаконное уничтожение официальных бюллетеней;

заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, участников референдума;

подписание членами комиссии протокола об итогах голосования до подсчета голосов или подведения итогов голосования, заведомо неверное (не соответствующее действительным результатам голосования) составление протокола об итогах голосования;

внесение изменений в протокол об итогах голосования после его заполнения (за исключением случая, установленного пунктом 10 статьи 77 настоящего Федерального закона).

shtab.su

Последние новости

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гарантирует, что выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.

Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан РФ на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

Основные положения закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Гражданин РФ может принимать участие в выборах и референдуме, достигнув 18-летнего возраста. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также не являющиеся гражданами РФ.

Никто не вправе оказывать воздействие на избирателей – все участвуют в выборах и в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании – и при этом добровольно.

Для проведения референдума образуется инициативная группа (в ее составе должно быть не менее 20 человек) по проведению референдума. Количество членов группы устанавливается федеральным конституционным законом. Группа должна представить подписи референдума в поддержку инициативы его проведения.

Вопросы, выносимые на референдум

Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, противоречить законодательству. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

Вопрос референдума должен быть сформулирован, чтобы исключалась возможность его множественного толкования.

Голосование

Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля над волеизъявлением гражданина.

Гражданин РФ, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав – желающие могут проголосовать в российском консульстве на территории иностранного государства.

Голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье (если на него не выпадает праздник). Решение о референдуме должно быть опубликовано в СМИ не меньше чем за 60 дней до него (в случае местного – за 45 дней).

Выборы и референдумы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны органов власти и граждан не допускается.

Регистрации подлежат все избиратели и участники референдума.

Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения.

По закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение, принятое на референдуме РФ, является обязательным, не нуждается в дополнительном утверждении и действует на всей территории РФ.

yopolis.ru

Часто задаваемые вопросы

1.Каков порядок перехода к проведению выборов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в установленные единые дни голосования?
Если срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо депутатов указанных органов истекает после 31 декабря 2012 года, то на основании пункта 1 статьи 81.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следующие выборы проводятся во второе воскресенье сентября года, в котором истекает указанный срок, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва — в день голосования на указанных выборах.

2.Какие категории граждан Российской Федерации имеют право принимать участие в голосовании?
В соответствии с пунктом 1, пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, за исключением граждан, признанных судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

3.Каким образом избиратель может получить информацию о местонахождении своего избирательного участка?
На основании пункта 2 статьи 64, подпункта «а» пункта 6 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей, участников референдума не позднее чем за 10 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом. Участковая комиссия информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования.
В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» списки избирательных участков, участков референдума с указанием их границ, либо перечня населенных пунктов, номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации — города федерального значения, — руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения, а при проведении выборов в орган местного самоуправления поселения — главой местной администрации поселения не позднее чем за 40 дней до дня голосования. В Санкт-Петербурге списки избирательных участков публикуют главы администраций районов Санкт-Петербурга.

4.На основании каких документов участковая избирательная комиссия имеет право выдать гражданину избирательный бюллетень?
В соответствии с пунктом 5 статьи 64 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению, — по предъявлении также открепительного удостоверения. Документы, заменяющие паспорт гражданина, определены пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

5.В каком порядке избиратели имеют право ознакомиться со списком избирателей?
На основании пункта 15 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковая комиссия за 10 дней до дня голосования представляет список избирателей, участников референдума для ознакомления избирателей, участников референдума. 6.

6.Каков порядок действий гражданина в случае его отсутствия в списке избирателей?
Пунктом 16 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривается, что гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю.
Решение участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд.

7.Предусмотрено ли проведение досрочного голосования?
Порядок проведения досрочного голосования избирателей установлен статьей 65 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Досрочное голосование на выборах всех уровней допускается на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено и где в связи с этим невозможно провести досрочное голосование в целом по избирательному участку, участку референдума. В случаях, предусмотренных федеральным законом, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование всех избирателей, участников референдума на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, и (или) голосование групп избирателей, участников референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации.
Досрочное голосование участника референдума, который в день голосования по уважительной причине будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на участке референдума, на котором он включен в список участников референдума возможно при проведении референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования (за 15 — 4 дня до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за три дня до дня голосования).

8.Существует ли форма открепительного удостоверения и какой порядок его получения?
На основании пункта 1, пункта 3 и пункта 6 статьи 62 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избиратель, участник референдума, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, участка референдума, где он включен в список избирателей, участников референдума, вправе в установленные законом сроки получить в определяемой законом комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, участке референдума, на котором он будет находиться в день голосования.
Открепительное удостоверение выдается комиссией на основании письменного заявления избирателя, участника референдума с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение выдается лично избирателю, участнику референдума либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения (если избиратель, участник референдума находится в этом учреждении на излечении), администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые (если избиратель, участник референдума содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого).
Открепительные удостоверения изготавливаются по определенной форме согласно приложению 2 или 3 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», являются документами строгой отчетности и имеют единую нумерацию на всей территории проведения выборов, референдума.

9.Какие документы являются основанием для включения участковой избирательной комиссией гражданина в реестр заявок для голосования вне помещения? Голосование вне помещения для голосования проводится в соответствии с пунктом 2 статьи 66 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявления (устные обращения) могут быть поданы в любое время в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования.

10.Каковы действия граждан в случае выявления нарушений избирательного законодательства Российской Федерации?
Пункт 1, пункт 6 статьи 75 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливают, что решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию или суд.

11.Каковы сроки начала и окончания агитационного периода в средствах массовой информации?
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

12.Что означает понятие «день тишины»?
В законодательстве, регулирующем избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, понятие «день тишины» не определено. Пункт 3 статьи 49 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает запрет на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день предшествующий дню голосования и в день голосования. А также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами.

13.Каков порядок формирования участковой избирательной комиссии?
До вступления в силу Федерального Закона от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» формирование участковых комиссий осуществлялось в период избирательной кампании, кампании референдума в сроки, установленные законом. Срок полномочий участковой комиссии истекал через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство.
После вступления в силу Федерального Закона от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»» участковые комиссии формируются в соответствии с пунктом 1, пунктом 2 статьи 22, пунктом 1, пунктом 2 и пунктом 4 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» территориальными комиссиями на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предложений других политических партий и иных общественных объединений, предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
Срок полномочий сформированной участковой комиссии составляет пять лет.

14.Имеют ли право граждане иностранных государств, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления?
Пункт 10 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

www.st-petersburg.izbirkom.ru